вторник, 8 сентября 2015 г.

С 14.09.15 по 26.09.15 региональный Центр развития математического образования АИПКП совместно с кафедрами естественнонаучного и технологического образования (ЕТО), дошкольного и начального обучения (ДИНО), социальной адаптации и здоровьесбережения (САиЗ), профессионального образования (ПО), информатизации образования (ИО) и лабораторией методического сопровождения внедрения ФГОС ОО приглашают учителей начальной школы, воспитателей,учителей и преподавателей математики образовательных организаций общего и среднего профессионального образованияАстраханской области принять участие в Интернет-форуме «Разнообразные формы оценки образовательных достижений обучающихся по математике».

Разделы направления "Дошкольное образование"
1. Педагогическая диагностика элементарных математических представлений (ЭМП) детей дошкольного возраста.
2.  Мониторинг условий освоения воспитанниками ДОУ ЭМП (предметно-пространственная и информационная среда, средства педагогической поддержки воспитанников, образовательные ситуации)  

В рамках нашего направления предлагаем к обсуждению следующие вопросы: 
- выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное усвоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
- педагогическая диагностика и мониторинг (по изучаемой проблеме);
- передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по составлению и разработке педагогических критериев оценки формирования элементарных математических представлений у детей в  ДОО и семье;
- разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи;
- выяснение комплекса условий, необходимых для успешного решения задач математического развития детей.

Для участия в Интернет-форуме необходимо
оставить содержательное выступление, комментарий или вопрос по обсуждаемой теме.

Для получения сертификата участника Интернет-форума необходимо:
1. Присоединиться к форуму - заполнить анкету в разделе "Стать участником форума" до 14.09.15г. Администратор блога отметит Вас в списке участников (данный список имеется  на странице каждого блога по направлениям) – обновляется список 1 раз в сутки.
2. Познакомиться с материалами, размещенными модераторами форума, по выбранному направлению.
3. Оставить не менее одного содержательного выступления и трех комментариев (вопросов) по обсуждаемой теме, указав ФИО, место работы и должность.
Обращаем внимание участников форума: комментарии с отсутствием полных данных участников и комментарии не по теме форума будут удаляться модераторами.

Ответственные: 


Информационные материалы:

53 комментария:

  1. В нашем дошкольном учреждение в подготовительных группах проводится мониторинг усвоения дошкольниками элементарных математических представлений. Примерные диагностики и задания, а так же материал по созданию благоприятной предметно-развивающей среды по ФЭМП смотрите в информационных материалах на странице "Дошкольное образование". С уважением Ионкина Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ №8

    ОтветитьУдалить
  2. Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:
    - целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
    - формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
    - воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
    Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.
    С уважением, Вовченко Ирина Сергеевна, воспитатель МБДОУ г. Астрахани №99

    ОтветитьУдалить
  3. Для успешного решения задач математического развития детей в ДОУ считаю, что необходимо наличие в группе уголка математики, в котором имеются математические пособия, игры, конструкторы ,дидактические игры. Кроме этого необходимо обеспечить и доступность материала, что дает возможность выбирать самостоятельно игру.
    Можно подключить и родителей через информацию в уголке "Для вас, родители", в виде индивидуальных консультаций, в виде рекомендаций в устной форме.
    Считаю, что немалую роль играют похвала, поощрение наклейками на шкаф
    С уважением студентка 3 курса АСПК группа "АД" Исанова Злата

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же,похвала играет большую роль. И поощрение тоже.Уголки должны быть оснащены новым материалом. Детям это очень интересно.Воспитатель должен обновлять уголок математики и привлекать внимание детей. Чем интереснее уголок ,тем больше интерес будут проявлять дети к математике. С уважением, Таирова Марзия Нарзуллоевна,воспитатель МБОУ СОШ№33 им. Н.А. Мордовиной.

      Удалить
  4. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами и определённым образом оформленное место. Организуется он, используя при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей, к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
    Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятия по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом. объединяться в игре со сверстниками.
    С уважением, Шкодина Ольга Викторовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, уголок по математике играет большую роль.Его доступность привлекает внимание детей.Чем интереснее оформлен уголок ,тем увлекательнее становятся дети. Обновление уголков радует и завлекает детей.Тем самым повышается интерес к математике.

      Удалить
    2. А я считаю, что оснащение математического уголка можно осуществлять уже с младшей группы. Это и пирамиды, и логические цепочки, и деревянные формы и т. д.
      С уважением, Дедова Н.Н., МБДОУ Г. Астрахани №8

      Удалить
    3. Уважаемая Ольга Викторовна! Хочется подробно остановиться на использовании в педагогической деятельности блоков Дьенеша. Использую блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, мои воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
      Логические блоки Дьенеша - это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и желтого цветов). Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
      В процессе занятий детям предлагаю разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера.
      Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует их интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе. С уважением Ионкина Оксана Николаевна воспитатель МБДОУ г.Астрахани №8

      Удалить
    4. Уважаемая Ольга Викторовна!А я хочу рассказать о некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Колумбово яйцо» - это овал, разрезанный на 10 частей. Часть геометрических фигур - это треугольники, другая часть это - треугольники с одной округлой стороной, а третья часть - трапеции с одной округлой стороной. Такие геометрические формы позволяют составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение. Математическую игру-конструктор «Колумбово яйцо» использую во время проведения занятий познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы. Для развития логического мышления у детей, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики, применяю в практической деятельности игру - конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформируемые в объемные формы. Эта игра явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. Мои воспитанники с удовольствием играю квадратом Воскобовича, параллельно обучаясь элементарным основам математики. С уважением Сидорова Наталья Владимировна, ст. воспитатель МБОУ г. Астрахани "Гимназия №1".

      Удалить
    5. Уважаемая Ольга Викторовна. Из своих наблюдений в период прохождения практики,я могу сказать,что дети и в второй младшей группе дети с удовольствием пользуются материалом для занятий по ЭМП. Считаю,что не нужно ограничивать или же лишить такой возможности детей в раннем дошкольном возрасте, если материал соответствует возрастным требованиям и если ребенок проявляет интерес.
      С уважением студентка 3 курса АСПК Злата Исанова

      Удалить
  5. Уважаемые коллеги, в дошкольных учреждениях большую роль играют кружки по математике, развивающие игры В.Воскобовича.Немаловажную роль играют задачи - шутки, игры -головоломки, а также задания на развитие логического мышления. Очень важен индивидуальный подход к детям.Также расширяют математические способности " загадки". Очень грамотно должна строиться непосредственно-образовательная деятельность. Вопрос: На какие методы усвоения математических знаний полагаетесь вы и как нужно разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду?

    Таирова Марзия Нарзуллоевна МБОУ СОШ№33 им. Н.А. Мордовиной (дошкольное образование)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В детском саду можно применить следующие группы дидактических игр:
      1.Игры с цифрами и числами.
      2.Игры -путешествия во времени.
      3.Игры на ориентировку в пространстве.
      4.Игры с геометрическими фигурами.
      5. Игры на логическое мышление.

      Удалить
    2. Уважаемая коллега! Предлагаю Вашему вниманию игры на логическое мышление:Диагностическая ситуация «Войди в избушку».
      Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.
      На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).
      Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

      подробную информацию смотрите в информационных материалах на странице "Дошкольное образование" С уважением Ионкина Оксана Николаевна воспитатель МБДОУ г.Астрахань №8

      Удалить
    3. Диагностику можно проводить в виде вопросов и игр. Вопросы должны быть направлены на формирование математических представлений. Это должно проводится индивидуально.

      Удалить
  6. Уважаемые коллеги, организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх " Танграм", " Колумбово яйцо", " Архимедова игра". Дети могут придумывать новые , более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки. С уважением Омарова.А. Ш. , воспитатель МБДОУ №14

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в своей группе изготавливаю вместе с детьми дидактические пособия. А как вы относитись к использованию печатных тетрадей с готовыми заданиями?

      Удалить
    2. Я в своей группе изготавливаю вместе с детьми дидактические пособия. А как вы относитись к использованию печатных тетрадей с готовыми заданиями?
      С уважением, Дедова наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ г. Астрахани №8

      Удалить
    3. У меня в группе часто обновляется уголок математики. Потому,что новизна привлекает внимание детей.Обязательно присутствуют герои сказок с заданиями. Приобретаем дидактические и настольные игры. С уважением, Таирова Марзия Нарзуллоевна воспитатель МБОУ СОШ №33 им. Н.А. Мордовиной.

      Удалить
    4. Уважаемая Омарова А.Ш.! Я считаю , что большую роль играет в формировании элементарных математических представлений играет взаимодействие с родителями воспитанников. Родителей нужно привлекать к созданию , вместе с детьми, наглядного материала к занятиям, что вызовет интерес у воспитанников.С уважением, Сидорова Наталья Владимировна, ст. воспитатель. МБОУ г. Астрахани "Гимназия №1".

      Удалить
  7. Добрый день,коллеги!Процесс умственного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективен,на мой взгляд, если :
    - реализуется единство понятийных, образных и практических действий ребенка в процессе усвоения им учебного материала, достигаемое посредством поэтапного введения предметных и наглядно - схематических моделей обучения;
    - осуществляется полное усвоение детьми основных понятий, правил и принципов, лежащих в основе решения той или иной учебной задачи;
    -устанавливается единство и взаимосвязь форм, методов, средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
    - ребенок в процессе обучения приобретает прочный навык использования полученных знаний при решении проблемных задач и выполнении действий в уме;
    - процесс умственного развития детей целенаправлен и осуществляется систематически посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности дошкольных учреждений.
    С уважением, Строганова Наталья Владимирона, МБДОУ"Детский сад №19",воспитатель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Наталья Владимировна! Концепция по дошкольному образованию, ориентиры дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному преобразованию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Очень важно развивать умственные и интеллектуальные - творческие способности детей.Целью педагогов ДОО является: создание развивающей среды, образовательной среды, способствующей интеллектуальных и личностно - деятельных способностей. Для достижения этой цели можно поставить задачи:
      - развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;
      -формирование мотивации к исследовательской деятельности;
      - развитие мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение).
      С уважением Сидорова Наталья Владимировна, ст. воспитатель МБОУ г. Астрахани "Гимназия №1".

      Удалить
    2. Я с вами полностью согласна.Если применять все это на занятиях , то процесс обучения математике в детском саду будет очень эффективен для дошкольника.
      С уважением Атарщикова Светлана Викторовна.

      Удалить
  8. Здравствуйте, коллеги.

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
    Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
    В группах младшего дошкольного возраста должна быть активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты.
    В более старших возрастных группах может использоваться не только зона на «уровне детских глаз», но и осваиваеваются стены и пространство групповых помещений. В моей группе (дети 5-6 лет) на стенах развешаны дидактические пособия: цифры, решение примеров в пределах 5, по мере изучения новой цифры появляются новые пособия для закрепления пройденного материала.Данный материал мы изготавливаем совместно с детьми, что способствует закреплению материала и развитию творческих способностей. Дети должны визуально, в процессе игры усваивать материал.
    Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
    Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
    Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
    Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах .
    Обучение измерению с помощью условной мерки.
    Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
    Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
    Развитие логического мышления.
    Но на данном этапе мы столкнулись с некоторыми трудностями в реализации желаемого оснащения группы математическими пособиями. Это связано с материальными трудностями. Хотелось бы иметь более современное оснащение (интерактивную доску, компьютер, методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элемен¬тарных математических представлений у детей в каждой возраст¬ной группе и даются примерные конспекты занятий; сборники дидактических игр и упражнений для формиро¬вания количественных, пространственных и временных представ¬лений у дошкольников).
    С уважением Дедова Наталья Николаевна! МБДОУ г. Астрахани №8.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Наталья Николаевна. Для решения (хоть частично) проблемы ,связанные с материальными трудностями,можно подключить родителей. Предложить подготовить материал самим совместно с детьми в виде настольных игр, раздаточного материала из подручных материалов.
      С уважением студентка 3 курса АСПК Исанова Злата

      Удалить
    2. Уважаемая коллега!
      Я с Вами полностью согласна, развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.
      Реализация программы «Развитие» требует своеобразной организации в ДОУ предметно-развивающей среды.
      Под развивающей средой педагоги ДОУ понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы.
      Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность.
      Исходя из выше сказанного я могу сделать вывод: при создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др. Развивающая среда в дошкольном учреждении создается с учетом возрастных возможностей детей, ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно.
      С уважением, Литвиненко Кристина Викторовна, воспитатель МБДОУ №67.

      Удалить
  9. Как студентка считаю,что темы учебных работ,которые выполняют студенты высших и средних специальных учреждений в ходе учебной деятельности (контрольные работы, рефераты,сообщения,курсовые работы) должны соответствовать требованиям значимости. Для студента эти работы являются одним из источников для приобретения знаний,навыков и умений,необходимые будущему специалисту.
    С уважением студентка 3 курс АСПК группы "АД" Исанова Злата

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемые коллеги! Важную роль в исследовании проблем математического развития ребенка играют основные методологические и теорети­ческие положения, которыми руководствуется исследова­тель. Они возникают на основе глубокого анализа состояния на­уки, критического рассмотрения ее ведущих теорий, концепций, идей. С этой целью исследователь изучает работы классиков марксизма-ленинизма, основополагающие документы партии и правительства по народному образованию, литературу по физиологии, общей, детской и "педагогической психологии, общей и дошкольной педагогике, ме­тодике обучения математике в школе, детском саду, программы, учебные пособия и другие источники.
    C уважением Якупова Расима Рафиковна, воспитатель МБОУ "Килинчинская СОШ"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Расима Рафиковна , вы правы.важную роль играют методологические и теоретические положения.Нужно полагаться на них. И брать всё необходимое для своей деятельности.

      Удалить
    2. Уважаемая Расима Рафиковна , вы правы.важную роль играют методологические и теоретические положения.Нужно полагаться на них. И брать всё необходимое для своей деятельности.
      С уважением, Таирова Марзия Нарзуллоевна воспитатель МБОУ СОШ №33 им. Н.А. Мордовиной.

      Удалить
  11. Уважаемые коллеги! В большинстве выполненных на современном этапе исследова­ний в данной области констатирующий эксперимент направлен на выяснение особенностей количественных, пространственных, вре­менных и некоторых других представлений, имеющихся, у ребенка. На его основе определяются, а затем, и классифицируются трудности, Ошибки, недостатки восприятия и понимания, устанавливаются разныеуровни, этапы и ступени "развития детских представлений. Это служит отправной точкой для формирующего, или, как еще его называют, преобразующего, эксперимента. В нем обычно разрабаты­вается и апробируется система педагогических мер, являющаяся наи­более оптимальной для развития соответствующих математических представлений у детей. Наконец, контрольный эксперимент показы­вает, насколько эффективно и оправдано используется созданная педагогическая система и реализуются методические концепции.
    C уважением Якупова Гузалия Мудировна, воспитатель МБОУ "Килинчинская СОШ"

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте коллеги. Считаю, что для лучшей организации работы необходимо воспитателю качественно подбирать материал для занятий. предлагаю свой вариант. Джуманова Мадиня Халитовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А где можно ознакомиться с вашим материалом?

      Удалить
    2. А где можно ознакомиться с вашим материалом?

      Удалить
  13. Уважаемая Ирина Сергеевна! Хочу поделиться опытом работы по созданию благоприятно предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений.В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую разнообразные формы работы. Это игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов. Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Наиболее часто использую следующие игры: геометрическое лото, «Колумбовое яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша». Дидактические игры организую во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере. Надеюсь данная информация будет полезной. С уважением Ионкина Оксана Николаевна. воспитатель МБДОУ г.Астрахани №8

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемые коллеги в большинстве выполненных на современном этапе исследова­ний в данной области констатирующий эксперимент направлен на выяснение особенностей количественных, пространственных, вре­менных и некоторых других представлений, имеющихся, у ребенка. На его основе определяются, а затем, и классифицируются трудности, Именно эти ошибки, недостатки восприятия и понимания, устанавливаются разныеуровни, этапы и ступени "развития детских представлений. Это служит отправной точкой для формирующего, или, как еще его называют, преобразующего, эксперимента. В нем обычно разрабаты­вается и апробируется система педагогических мер, являющаяся наи­более оптимальной для развития соответствующих математических представлений у детей. Итак, контрольный эксперимент показы­вает, насколько эффективно и оправдано используется созданная педагогическая система и реализуются методические концепции.
    C уважением Якупова Расима Рафиковна, воспитатель МБОУ "Килинчинская СОШ"

    ОтветитьУдалить
  15. Уважаемые коллеги! Важным этапом исследовательской работы является форму­лирование гипотезы. Возникает она уже при изучении и анализе литературы, уточняясь, развиваясь и конкретизируясь по ме­ре проведения исследования.

    Так, изучая особенности формирования представлений у дошколь ников о массе предметов, исследователь (Н. Г. Белоус) пред­положил, что истоком понятия массы может стать развитие «бари­ческого чувства»1 у детей. Далее, развивая гипотезу, он предполага­ет, что процесс дифференцированной оценки массы различных пред­метов должен протекать сначала на сенсорной основе путем не­посредственного сравнения предметов «на руках», а затем с помощью измерительной деятельности, которая не только расширяет восприя­тия и представления детей о массе, но и наполняет их математи­ческим содержанием. Наконец, в окончательном, наиболее разверну­том своем варианте гипотеза звучит как приблизительное решение проблемы. Автор полагает, что сенсорное обследование массы пред­мета с помощью «взвешивания на руках» — путь для освоения про­цесса измерения величин. Формирование знаний у детей о спосо­бах измерения сначала условной меркой, а в последующем и обще­принятыми эталонами оценки массы будет способствовать не толь­ко более полному и глубокому развитию самого «барического чувства», но и понятия числа. Измерение условной меркой, предшест­вуя измерению общепринятыми эталонами, позволит ребенку осоз­нать значение и роль стандартных средств измерения, сформи­рует у него полноценные представления о массе
    C уважением Якупова Расима Рафиковна, воспитатель МБОУ "Килинчинская СОШ"

    ОтветитьУдалить
  16. Наблюдая за работой воспитателей во время прохождения практики. я обращаю внимание на то,как дети ведут себя.. С большим удовольствием дети участвуют в различных конкурсах, играх, соревнованиях,в разгадывании загадок,ребусов. Результаты подобных занятий плодотворные. поэтому я придерживаюсь того мнения,что для обеспечения наиболее успешного усвоения детьми темы НОД нужно проводить НОД в форме игр и конкурсов,где задействованы все дети

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с вами полностью согласна, уважаемая коллега! Ведь в дошкольном возрасте основной вид деятельности является игра. Детям скучно было бы сидеть и просто словесно воспринимать информацию, т.к. в дошкольном возрасте отсутствует усидчивость.
      С уважением, Дедова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ г. Астрахани №8.

      Удалить
  17. Наблюдая за работой воспитателей во время прохождения практики. я обращаю внимание на то,как дети ведут себя.. С большим удовольствием дети участвуют в различных конкурсах, играх, соревнованиях,в разгадывании загадок,ребусов. Результаты подобных занятий плодотворные. поэтому я придерживаюсь того мнения,что для обеспечения наиболее успешного усвоения детьми темы НОД нужно проводить НОД в форме игр и конкурсов,где задействованы все дети.
    С уважением студентка 3 курса АСПК группы "АД" Исанова Злата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с вами полностью согласна, уважаемая коллега! Ведь в дошкольном возрасте основной вид деятельности является игра. Детям скучно было бы сидеть и просто словесно воспринимать информацию, т.к. в дошкольном возрасте отсутствует усидчивость.
      С уважением, Дедова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ г. Астрахани №8.

      Удалить
    2. Я с вами согласна, уважаемая коллега!
      Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
      Сейчас существует много разного рода пособий и методик, предлагающих с помощью игры освоить с малышами практически всю программу начальной школы. Помимо дошкольного и начального школьного образования принцип совместимости игры и обучения стал распространяться и на обучение в более старшем возрасте.
      С Уважением, Литвиненко Кристина Викторовна, воспитатель МБДОУ №67.

      Удалить
  18. Уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться опытом работы по вопросу «Педагогическая диагностика элементарных математических представлений детей дошкольного возраста». В ходе исследования логико-математического развития детей второй младшей группы диагностирую у детей действия: различения свойств (формы, размера, цвета, временных и пространственных ориентировок, количественных отношении), называния, абстрагирования, освоения эталонов (формы, размера, цвета ), используя методы освоения действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»); а также освоения терминов формы (плоскостных и объемных) размеров (игра «Напиши...,», «Покажи....»); установления отношений временных (различение частей суток - игра «Когда бывает?») и пространственных («от себя», на себе» - игра «Покажи...»).
    С уважением, Тастимирова Элеонора Утегалиевна, воспитатель МБОУ «Приволжская ООШ» с. Началово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая коллега! Очень хорошие методы. Я думаю ,что и результат диагностики положительный. Интересные задания всегда завлекают детей. Я тоже вместе с детьми использую эти методы.
      С уважением, Таирова Марзия Нарзуллоевна МБОУ СОШ №33 им. Н.А. Мордовиной

      Удалить
  19. Добрый день, коллеги! Хотелось бы коснуться вопроса одаренности детей в области математике в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности. В качестве основных направлений работы с такими детьми можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных программ развития способностей ребёнка, дополнительное образование в таких формах, как проблемно-игровые ситуации, проводимые индивидуально с каждым ребёнком, тестирования, обучающие занятия и т.д.



    С Уважением, Абузярова Луиза Халитовна , воспитатель МБОУ «Дружба»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая коллега!
      Я с Вами согласна, одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
      Одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. Через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. Я считаю, что на занятиях воспитатель должен воспитывать находчивость, активизировать мыслительную деятельность.
      С уважением, Литвиненко Кристина Викторовна, воспитатель МБДОУ №67.

      Удалить
  20. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
    Проводя беседы, анкетирование родителей в поликлинике, я обнаружила, что многие из них считают главной целью обучения детей математике - обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.
    По моему мнению, педагоги дошкольного образовательного учреждения, должны уделять центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп - начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.
    Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
    • Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
    • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
    • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
    • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
    • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
    При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий должны учитываться особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
    Только слаженность в работе логопедов, родителей и воспитателей ДОУ может гарантировать интенсивное умственное развитие ребенка, его любознательности, расширить словарный запас, а следовательно и помочь ребенку говорить правильно.
    С уважением, Харьковская Любовь Григорьевна, логопед ГБУЗ АО "ГП №10" ДПО №1.
    Удачи Вам, в таком нелегком, но очень важном деле!

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
    Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
    Я считаю, что формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
    По моему мнению, нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции например относятся: цветные счетные палочки, модели и другие.

    Играя и занимаясь детьми, я считаю, что воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
    - оперировать свойствами, отношениями объектов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
    - сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
    - проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
    - рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
    Исходя из всего выше сказанного я могу сделать выводы по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста :
    1.На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей.
    2.Для гармоничного развития ребёнка должно быть направлено совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения на последовательное, целенаправленное формирование всех творческих способностей ребёнка.
    3.Процесс обучения надо организовывать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом для развития познавательных возможностей, логических форм мышления.
    4.Включение упражнений в занятия и в самостоятельную познавательно-игровую деятельность детей позволяет расширить их представления о геометрических фигурах и их свойствах, способствует развитию других математических представлений, развитию мышления, воспитанию познавательного интереса, развитию творческих способностей, фантазии.
    С Уважением, Литвиненко Кристина Викторовна, воспитатель МБДОУ №67
    Желаю удачи!

    ОтветитьУдалить
  22. Традиционной формой обучения математике в детском саду является занятие. Рассматривая вопросы по изучаемой проблеме нам необходимо выяснить способы построения и планирования занятий по математическому развитию, которые будут обеспечивать организацию самостоятельной математической деятельности детей подготовительной к школе группы. В данном случае можно обратиться к исследованиям педагогов А.В. Белошисткой, М.Е. Бершадского, В.В. Гузеева, которые изучали вопрос проведения занятий по математике при организации субъективной математической деятельности дошкольников. Изучение педагогической литературы показали, что, прежде всего, обучающий процесс на занятии по математическому развитию должен быть ориентирован на установку «ребенок - субъект образовательного воспитательного процесса». Цель деятельности педагога на занятии должна заключаться в организации целесообразной и эффективной системы действий ребёнка с изучаемым материалом таким образом, чтобы предметные знания становились результатом этих действий. В этом случае ребёнок «перестает быть пассивным приемником, а становится активным, самостоятельным субъектом образовательной деятельности. При этом педагог перестает быть транслятором информации». Его функциями становятся: постановка задач, организация самостоятельной деятельности обучаемых, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшемуся.
    Структура занятия должна быть построена таким образом, чтобы постепенно подвести ребёнка к самостоятельной математической деятельности, а именно:подготовительная работа к постановке проблемной ситуации;

    постановка проблемной ситуации;

    организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми;

    самостоятельное решение проблемной ситуации через перенос полученных знаний или умений на расширенный содержательный объем.

    Проблемную ситуацию на занятии (на рассматриваемом математическом содержании), необходимо «подать» в такой форме, чтобы дети поняли суть проблемы и захотели самостоятельно выполнить действия по ее решению (принятие учебной задачи и организация учебной мотивации). Очень важно при подготовке к занятию спланировать и разработать внутреннюю структуру занятия, которая определяется системой заданий (упражнений), при выполнении которых, ребёнок знакомится с существенными свойствами математических объектов, их взаимосвязью и взаимозависимостями, знакомится с новыми понятиями, приобретает знания и умения продвигаясь в своем развитии.

    От того какие задания подбирает воспитатель для данного занятия, в какой последовательности их выстраивает, насколько им подготовлена и разработана система моделирующих действий ребенка, направленная на решение проблемы, поставленной в задании, зависит достижение целей обучения, характер, способ и уровень самостоятельности детской деятельности на занятии. С уважением, Маркова О.В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И какие методы вы при этом используете? С уважением, Азизова В.Э.

      Удалить
    2. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации математической деятельности: элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуациях, решения математических задач житейского содержания. С уважением, Маркова О.В.

      Удалить
  23. Диагностика развития дошкольника.
    Сущность, виды, критерии диагностики.
    В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
    Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
    Виды диагностики:
    медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
    психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
    педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
    управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
    Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:
    Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
    Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».
    Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.
    Направления диагностической работы:
    - диагностическая работа с детьми;
    - диагностическая работа с родителями;
    - диагностическая работа с сотрудниками. Маркова О.В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вариант диагностики представлен в информационных материалах.С уважением, Маркова О.В.

      Удалить
  24. Здравствуйте коллеги. Еще раз хочу подчеркнуть, что на уровне ДО не проводится итоговая аттестация воспитанников. Мы с вами должны стремиться к выполнению тех целей, которые определены в ООП наших учреждений в виде целевых ориентиров.
    В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования
    - представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО
    - определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу
    - не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей
    Целевые ориентиры поставлены для
    • построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ
    • изучения характеристик образования детей
    в возрасте от 2 мес. до 8 лет
    • формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями
    • информирования родителей и иной общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ. Форум завершен. Спасибо всем участникам. Шепилова О.Л.

    ОтветитьУдалить